Ана Дали. «Сальвадор Дали»

Добавьте в закладки эту страницу, если она вам понравилась. Спасибо.

V

Кадакес, конец июля — начало августа 1925 г.

Дорогой мой друг!
Письмо твое меня сильно обрадовало.
Вся суть теперешней живописи в «железной бабочке»1. Все должно обрести ее крепость, ее вечность (но не ее полет!).
Не знаю ничего лучше — после фовизма, — чем твердо стоящая фигура, гнетущая землю всей своей тяжестью. Египтяне куда лучше Пуссена умели ставить свои фигуры обеими ногами на землю. Ксений оценил это, но после египтян средиземноморец Поликлет обнаружил прелесть одной опоры, и потому Умница2, отдыхая, всегда опирается на одну ногу.
Я, когда пишу, разуваюсь — хочется чувствовать землю без помех.
Сейчас делаю наброски, пытаюсь уловить атмосферу, а точнее, архитектонику пустоты, пластику зияния. Это страшно интересно, просто никому не приходило в голову заняться; оказалось, что пластика зияния сродни пластике глыб.
Я напишу тебе, когда что-нибудь получится, и жду твоих стихов, за которые бесконечно благодарен. Большой привет твоему брату. Обнимаю.

Сальвадор.

Примечания

1. Бабочка — один из постоянных образов поэзии Лорки, начиная с «Книги стихотворений» и «Колдовства бабочки», его первого драматургического опыта. Однако ни одной бабочки с определением «железная» в текстах Лорки нет. По всей видимости, Дали цитирует черновой вариант «Оды Сальвадору Дали», ныне утраченный, — в окончательном тексте Оды упоминаются «ценители бабочек» и «колесо с его синтаксисом каленым».

2. Умница — героиня одноименной повести Э. Д'Орса. Рассуждения об одной опоре почти дословно повторяют фразу из книги Соломона Рейнаха «Аполлон», переведенной на испанский в 1911 г. профессором истории искусств Академии Сан-Фернандо Рафаэлем Доменечем-и-Гальисса (1874—1929), учителем Дали.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
©2007—2024 «Жизнь и Творчество Сальвадора Дали»