Безумная жизнь Сальвадора Дали

Добавьте в закладки эту страницу, если она вам понравилась. Спасибо.

Альбаретто

В апреле 1956 года, вернувшись в Европу, Дали набросал на французском языке тезисы памфлета под названием "Рогоносцы старого современного искусства", который представлял собой резюме его идей за последние шесть лет. Основной смысл памфлета в том, что вся современная живопись, почти вся, — вздор и что сейчас искусство должно отражать "прерывность материи". Таковым является искусство Дали. Позднее, в том же году, памфлет был опубликован в Париже вместе со статьей 1933 года о непревзойденном Гауди — "Об ужасающей и съедобной красоте архитектуры стиля модерн". После краткого пребывания в Париже супруги Дали вернулись в Испанию, где 16 июня художник впервые встретился с генералом Франко в Эль Пардо, официальной резиденции диктатора в пригороде Мадрида. Дали с чувством поблагодарил Франко за декрет, выпущенный правительством несколько лет назад и защищающий Порт-Льигат и его окрестности от развития туризма. Снискав расположение каудильо, художник отправился домой — к напряженной летней работе1.

В то лето врачи из Турина, супруги Джузеппе и Мара Альбаретто отдыхали в Эс Льяне, расположенном по соседству с Кадакесом, и познакомились с художественным критиком Рафаэлем Сантосом Торроэльей и его женой Маит, частыми гостями Дали. Альбаретто, узнав о знакомстве Сантоса Торроэльи с художником и о предстоящем визите к нему, уговорили его взять их с собой. Торроэлья ничего не имел против. Восхищенные встречей с Дали, Джузеппе и Мара Альбаретто тотчас купили у него один из рисунков. Дали проникся любовью к их маленькой дочери Кристиане и пригласил их прийти на следующий день. Так начались эти отношения, почти в точности повторяя тот путь, на который в 1943 году вступили Рейнольд и Элеонора Морз. Супруги Торроэлья были свидетелями того, как всего за несколько месяцев туринские врачи превратились в коллекционеров работ Дали. Позднее Дали стал называть их своей "итальянской семьей"2.

На первый взгляд казалось, что семья Альбаретто жила на деньги Мары — ее отец был крупным промышленником. Но свой вклад внес и Джузеппе. Своим первым призванием Джузеппе Альбаретто считал проповедование христианства. Воспитанный в монастырской школе, он как-то однажды увидел документальный фильм о миссионерах и решил последовать их примеру. Но его родители воспротивились, так как Джузеппе был единственным ребенком в семье. И орден убедил его остаться в миру. Джузеппе получил диплом стоматолога и два года практиковал, но, разочаровавшись, стал финансовым советником и реализовал себя в образовательно-издательском отделе ордена. На этой должности он неплохо зарабатывал3.

Джузеппе Альбаретто, пылкий, сентиментальный и щедрый, воплощал собою англосаксонский идеал истинного итальянца. Не доверяя "ядерному мистицизму" Дали, он решил воспользоваться своим нереализованным призванием миссионера и обратить душу художника к Господу; Галу же он считал потерянной для церкви. Характер Мары был гораздо мягче и спокойнее, чем у мужа, однако она могла при необходимости постоять за себя. Вскоре Альбаретто стали постоянными гостями Дали во время их пребывания в Европе. "Когда мы познакомились, — вспоминала Мара, — у Дали не было агента, который занимался бы рекламой и продажей его работ. Он был более известен в Штатах, чем в Европе. Мы всегда радовались встрече с ним. В Европе, как у покупателей, у нас не было серьезных конкурентов, а назначенные им цены на картины были умеренными"4.

Альбаретто, так же как и Морзы, подружились с Анной Марией и купили у нее несколько картин и рисунков Сальвадора, доставшихся ей после смерти отца. "Анна Мария постоянно нуждалась в деньгах", — говорила Мара Альбаретто. Обычно сделки совершались за спиной Дали и Галы, через барселонскую галерею "Зала Гаспард", "потому что Анна Мария не хотела, чтобы о ее продажах картин брата было известно"5. Среди наиболее крупных приобретений Альбаретто у Анны Марии были "Натюрморт" ("Приглашение ко сну") 1926 года с головой Лорки и прекрасный портрет самой Анны Марии 1925 года6.

Примечания

1. Фотографию Дали с Франко см. в VPSD, р. 136; декрет был издан 9 октября 1953 г. (Playa, Dali de I'Emporda, p. 32).

2. Из разговоров с Рафаэлем С. Торроэлья и его женой Маит в Барселоне и Кадакесе в 1995-1996 гг.; а также с Джузеппе и Марой Альбаретто в Турине в 1995 г.

3. Из разговора с Джузеппе и Марой Альбаретто в Лондоне 2 марта 1994 г.

4. Из того же источника.

5. Из того же источника.

6. Портрет Анны Марии см.: Salvador Dali. La vita e sogno (см.: "Библиография", разд. 1).

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
©2007—2024 «Жизнь и Творчество Сальвадора Дали»