Безумная жизнь Сальвадора Дали

На правах рекламы:

• Игровые автоматы Клубнички fruit cocktail бесплатно играть.

Добавьте в закладки эту страницу, если она вам понравилась. Спасибо.

Новые гигантские полотна

В ноябре 1956 года, с приближением холодной каталонской зимы, следуя миграционному инстинкту, супруги Дали отправились в свое ежегодное путешествие в Нью-Йорк. Они составили подробный план краткой остановки в Париже, включив в него и продолжение совместной работы с Робером Дешарном над фильмом "Удивительная история "Кружевницы" и носорога", а также публичные выступления, связанные с заказанными Жозефом Форе пятнадцатью литографиями для издания "Дон Кихота". В них Дали использовал смешанную технику: яйцо, наполненное литографской краской, разбивалось о гравировальный камень, на котором двумя носорожьими рогами, обмакнутыми в краску, был процарапан рисунок. Или иначе: Дали стрелял из аркебузы по гравировальным камням свинцовыми пульками, начиненными литографской краской. Последнее изобретение он назвал "пулькизмом". Сохранилась фотография, на которой Макс Эрнст с некоторой опаской смотрит на целящегося из аркебузы Дали1.

Через две недели супруги прибыли в Нью-Йорк, где в то время много говорили о картине Дали "Тайная вечеря", приобретенной миллионером Честером Дейлом, самым известным в Америке коллекционером французского импрессионизма. С появлением Сальвадора Дали для Дейла открылось новое направление в собирательстве. В 1954 году он был до такой степени "приведен в замешательство" картиной "Распятие, или Гиперкубическое тело", что купил ее для Метрополитен-музея2. На этот раз Дейл подарил "Тайную вечерю" Национальной галерее в Вашингтоне. Здесь же в ноябре 1956 года огромное полотно тщательно изучил Пол Тилих. Знаменитый теолог нашел картину слишком сентиментальной и банальной и отметил, что Иисус похож на "очень хорошего атлета из американской бейсбольной команды". Картина смутила дирекцию музея, и в итоге ее поместили в неприметном уголке экспозиции. По словам Шермана Ли, некоторое время возглавлявшего Музей искусств Кливленда, это была самая "экстравагантная работа" в американских музеях3. Свое мнение Дали высказал в беседе с Аленом Боске в 1965 году, заметив, что открыток с репродукцией этой картины было продано больше, чем открыток с репродукциями работ Леонардо да Винчи и Рафаэля вместе взятых. Это доказывало верное направление "стратегии" Дали, поскольку цель его творчества заключалась в создании самых популярных картин в мире4.

В это же время Дали начал работать над огромным полотном "Святой Иаков Великий" (400 х 300 см), изображавшим апостола и покровителя Испании, чья усыпальница в Сантьяго де Компостела являлась одним из самых знаменитых мест паломничества еще в средневековой Европе. Картина, завершенная в 1957 году, находится в художественной галерее "Бивербрук" в Фредериктоне (Канада). На ней изображен нагой Иаков, поднимающийся на коне из морской пучины, чтобы прийти на помощь испанским христианам в борьбе против мавров-завоевателей. Непропорциональное изображение коня оказалось явной неудачей в творчестве Дали, а Иисус-атлет, с распростертыми руками воспаряющий к небесному своду (тщательно расчерченному Исидором Беа), являет собой образчик китча.

За картиной "Святой Иаков Великий" последовало "Открытие Америки Христофором Колумбом" (или "Сон Христофора Колумба", 1958 — 1959). Картина была создана по заказу Хантингтона Хартфорда, владельца бакалейной империи "Эй энд Пи", миллиардера и мецената. Возводимое им здание художественной галереи, по совпадению, находилось на площади Колумба — напротив памятника Христофору Колумбу. Работая над этой картиной, Дали в первую очередь думал о приближающемся (в 1960 году) трехсотлетии со дня смерти Веласкеса: древки штандартов в правой части грандиозного по замыслу полотна (410 х 284 см) перекликаются с изображением двадцати восьми копий с картины Веласкеса "Сдача Бреды", а кружок-отверстие в центре верхнего паруса корабля Колумба — намек на скважину для ключа от Бреды, врученного испанским завоевателям фламандским полководцем5.

Дали уверял, что Колумб был каталонцем родом из Жероны6. И поэтому на картине в верхнем левом углу появляются скалы Креуса, а в нижнем изображен покровитель Жероны Сант-Нарсис. Исидор Беа, представленный со спины, послужил моделью для образа святого. Создание этой огромной картины также не обошлось без его участия7.

Поскольку именно испанцам принадлежала заслуга "экспорта" католицизма в Новый Свет, сюжет картины натолкнул Дали на мысль включить портрет Галы на хоругви в образе Девы Марии (в иконографии "Непорочное зачатие"). Дали еще раз воспроизвел композицию картины "Христос Сан Хуана де ла Крус", а также изобразил самого себя стоящим на коленях и протягивающим к небесам тяжелый серебряный крест. Дали и Гала были благодарны Америке, которая осыпала их долларами и заказами. Во время работы над картиной художник, возможно, раздумывал о судьбе Колумба, который, несмотря на открытие новых земель, умер в нищете. Дали часто повторял, что сам он вовсе не намерен заканчивать жизнь подобным образом.

Находясь летом 1958 года в Порт-Льигате, Рейнольд Морз позволил себе "безрассудную смелость", заметив, что морской еж на переднем плане картины слишком тяжеловесен и его следовало бы убрать. Дали возмутило это замечание. Об этом не могло быть и речи! "Я нарисовал предельно ясно то, что еще не произошло... А если тебе не нравится, то сиди, жди и смотри — в конце концов поймешь, что это самая значительная из моих картин!"8 Что же "еще не произошло"? Когда работа была выставлена, Дали объяснил, что грушевидная форма окольцованного морского ежа напоминала Землю, увиденную с борта американского космического спутника "Эксплорер", и символизировала "ядерную науку"9. Несколько лет спустя он объявил, что, изобразив ежа, предсказал за два года до события запуск первого искусственного спутника10. Как утверждала в 1971 году Элеонора Морз, художник буквально понял обещание Джона Кеннеди высадить американского космонавта на Луне в ближайшее десятилетие, а в морском еже Дали увидел предвестника радостного события, которому суждено было случиться 21 июня 1969 года11.

Примечания

1. VPSD, pp. 147-148.

2. Secrest, p. 214.

3. Ibid., p. 216.

4. Bosquet, Dali desnudado, p. 17.

5. Morse, Dali. A Panorama of his Art, pp. 194-195.

6. Descharnes, The World of Salvador Dali, p. 68.

7. Магнитофонная запись беседы с Исидором Беа в Кадакесе 10 августа 1995 г.

8. Morse, Dali. A Panorama of his Art, p. 195.

9. VPSD, p. 156.

10. Descharnes, The World of Salvador Dali, p. 70.

11. Ibid.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
©2007—2019 «Жизнь и Творчество Сальвадора Дали»