И. Свирин. «Гала и Сальвадор Дали»

Добавьте в закладки эту страницу, если она вам понравилась. Спасибо.

Две семьи

Однако не только дела художественные беспокоят в этот момент Галу. На личном фронте в это время тоже неспокойно. Именно теперь настал тот миг, когда пришел черед расставания с прошлым. Гала и Элюар решили узаконить распад своей семьи.

В те времена разводы были явлением достаточно редким, и посему и Поль, и Гала рисковали многим, отважившись на этот шаг.

Сразу же после знакомства и сближения Сальвадора и Галы бедный муж был убежден в том, что очередной роман его жены и возлюбленной будет таким же недолговечным, как и множество предыдущих. Никакого существенного влияния на развитие отношений в семье такие романы не оказывали. Но когда Гала в открытую стала жить с Дали, потворствовать всем его безумным выходкам, Поль стал понимать, что не так и просто будет ему вернуть жену. Тем более, что связь между Дали и Галой продолжалась уже достаточно долгое время.

Но надежда умирает последней, и уже тогда, когда Гала, казалось бы, окончательно определилась в своем решении стать спутницей художника, Элюар все еще нетерпеливо ждал возвращения своей возлюбленной. Упрямо ждал того, что никогда не произойдет.

Несмотря ни на что, Гала по-прежнему остается источником вдохновения для Поля Элюара. Когда в 1929 году выходит один из лучших сборников его стихов «Любовь поэзия», Поль дарит его экземпляр своей жене. В посвящении на обложке книга он пишет, что всецело обязан Гале всем своим творчеством.

Но в конце концов Поль осознает, что все его надежды на возвращение жены тщетны. Это осознание погружает поэта в беспросветную депрессию. Ни вино, ни другие женщины не спасают его от нахлынувших на него чувств.

Гала была прекрасно осведомлена о том, что Поль нередко изменял ей, но кому как не ей было понимать, что все пассии Элюара никоим образом не могли заменить ему Галы. Даже будучи в объятиях другой женщины, он не мог порой избавиться от наваждения, что прикасается нежно и трепетно к белой коже своей жены.

Надо сказать, что, даже будучи влюбленным, Поль Элюар считал себя вправе распоряжаться собственной свободой по своему усмотрению. Его интересовали инновации и эксперименты в сексе. А о том, что в этой области он предпочитал «творческий подход», свидетельствуют хотя бы те строки из писем Гале, в которых он описывает свои эротические фантазии. Все они неотъемлемо связаны с его любимой, но порой просто поражают своей оригинальностью, иногда очень и очень болезненной. Так, Поль бредил о сексе втроем или вчетвером, ему хотелось обладать своей женой вместе или даже одновременно с другим мужчиной. Что стало причиной таких наваждений — то ли болезненное состояние духа, в котором Поль пребывал после потери любимой, или же его особые склонности, остается загадкой. Но сквозь извращенность сексуальных фантазий, описанных в некоторых его письмах Гале, можно уловить едва ощутимый привкус боли.

Переживания, сводившие бедного мужа с ума, нестерпимая боль... Было понятно, что долго так продолжаться не может. Неизбежно должен был появиться кто-то, кто избавил бы Поля от его страданий. И этим «кем-то» оказалась женщина.

Преследуемый болью разлуки, Элюар безуспешно искал утешение в стакане с вином и разгульной жизни. Однажды, в погожий майский денек 1930 года, Элюар в компании своего друга шатался по улицам Парижа, на ходу придумывая себе занятия и развлечения. На каком-то перекрестке друзья заприметили весьма миловидную брюнетку лет двадцати с небольшим. Не надеясь на особый успех в своем начинании, Поль и его приятель решили познакомиться с девушкой. И та, как ни странно, отнеслась к ним более чем благосклонно и сразу же приняла приглашение зайти в кафе.

Прошло совсем немного времени, прежде чем выяснилось, что поступила эта новая знакомая поэта так не из-за своей легкомысленности, а совсем по другой причине. Ей просто ужасно хотелось есть.

Двадцатитрехлетняя актриса Мария Бенц, больше известная по прозвищу Нуш, очутилась в Париже без жилья, без работы и без гроша в кармане. Как и многие другие люди ее профессии, она приехала в художественную столицу мира из Эльзаса в надежде на легкую карьеру. Но не тут-то было. Несмотря на несомненные способности и опыт молодой актрисы, ей не удалось найти ангажемент. И не встреть она случайно Поля, неведомо, как сложилась бы ее судьба.

Молодая женщина остается у Поля, завороженного взглядом ее больших карих глаз. Поначалу даже не могло быть и речи о том, что Гале наконец-то нашлась подходящая замена. Нуш — это всего только очередная пассия Поля Элюара, вызывающая у него восхищение и умиление, но вовсе не любовь. Однако девушка, обладающая невероятно мягким и покладистым характером, на многое и не претендует. Она понимает, что сердце человека, с которым она делит постель, принадлежит другой. И постепенно освобождает своего любимого от этой болезненной зависимости.

Но поначалу это ей не удается. Охваченный своими эротическими фантазиями, Поль ищет встречи со своей женой. Однако идея группового секса не вызывает у Галы особого энтузиазма, и она настойчиво отклоняет все предложения своего мужа. И вот летом того же 1930 года Элюар вместе с Нуш появляются на пороге домика Дали и Галы в Порт-Льигате. Сложно сказать, что произошло между ними в этой уединенной бухточке, но, судя потому, что в самом скором времени Поль и Нуш вынуждены уехать из Порт-Льигата, им попросту мягко, но настойчиво указали на дверь. Некоторые биографы предполагают, что именно там, в окрестностях Кадакеса, впервые было произнесено слово «развод». Причем вылетело оно из уст вовсе не обманутого мужа, а бросившей его жены.

Мало того, что разводы вообще считались чем-то недопустимым, но чтобы инициатором всего стала женщина... Гала взяла на себя смелость нарушить все нравственные устои и представления о морали того времени.

Подготовка к разводу обещала затянуться надолго, и поэтому Поль и Гала занялись ею осенью, сразу же по прибытию а Париж. Посоветовавшись с опытными юристами, Гала написала письмо, которое должно было послужить официальным обоснованием развода. В нем она с недюжинной дерзостью открыто заявляет, что бросила мужа для того, чтобы жить с любовником. И судебный исполнитель, навестивший Галу в снимаемом ею и Дали номере отеля «Алезия», рекомендует «мадам Грендель» незамедлительно вернуться к мужу. Естественно, что никакого успеха его требования и увещевания не возымели.

До того дня, когда развод семьи Гренделей будет официально признан, пройдет почти два года. Только 15 июля 1932 года гражданский суд департамента Сены окончательно развел Галу и Поля. А до этого времени все будет идти своим чередом. Поль все больше привязывается к Нуш, теперь он даже может сказать, что действительно ее любит и готов на ней жениться. Он хочет окончательно забыть свою прежнюю любовь для того, чтобы открыть свое сердце для любви новой, омолодить свои чувства. (Кстати, Гала была старше Нуш на целых четырнадцать лет!) Но образы прошлого как наваждение, избавиться от них Полю будет очень непросто.

Как правило развод обостряет финансовые претензии бывших супругов друг к другу. Но тут все было совсем не так. Даже тогда, в 1931 году, когда Элюар был на пороге банкротства, он снабжал Галу деньгами, хотя и не был обязан оказывать ей какую бы то ни было помощь юридически. Продав свою коллекцию антиквариата и картин, а чуть позже и виллу в Обоне, Поль выплатил часть денег своей пока еще де-юре, но давно уже не дефакто супруге. Очень быстро будет решен и вопрос о Сесиль. Дочь останется у Поля, и такое положение вещей даже радует его мать.

Вообще, очень интересно отношение Галы к своему ребенку. Сразу же после того, как в ее жизни появился Дали, она фактически бросает девочку, забывает ее. Сесиль живет на попечении мадам Грендель, и Гала не питает к ней никаких материнских чувств. Они перестают видеться, и писем от матери девочке приходится ждать очень долго.

Возможно, забыв свою дочь, Гала таким образом как бы подчеркивала свое расставание с прошлым. Как уже не раз отмечалось выше, эта женщина была совсем не склонна к ностальгическим воспоминаниям и самокопанию. Для нее были мертвы те элементарные законы морали, соблюдать которые следовало хотя бы ради приличия. И Гала не старается показать свои чувства по отношению к Сесиль; скорее, она открыто демонстрирует их отсутствие.

Но не исключено, что такое отношение к родной дочери было вызвано тем, что Гала всегда отрицательно относилась к идее деторождения. Она не желала быть матерью, не желала таким образом обременять себя, ограничивать собственную свободу. Сразу же после сближения с Дали они сообща решили, что откажутся от мысли завести детей, откажутся ради того, чтобы принадлежать только друг другу.

Вполне возможно, что по прошествии некоторого времени Гала сочла бы такое решение опрометчивым. Но было уже поздно. Как бы в наказание за отречение от дочери Гала становится бесплодной. Осенью того же 1932 года в одной из парижских клиник ей удаляют яичники. Но Галу беспокоит не то, что ей никогда уже больше не будет суждено стать матерью, а лишь то, что после операции у нее на животе останется едва заметный шрам.

Как известно, католическая церковь не признает разводов без уважительной на то причины. То, что соединено перед Богом, не может быть разрушено по человеческой воле. И сочетаться в храме Сальвадор и Гала смогут только после смерти Элюара, в 1952 году. До этого они будут объединены лишь гражданским союзом. Женитьба состоялась зимой 1934 года во французском консульстве Испании (официально Дали был гражданином Испанского королевства). Как и в случае с бракосочетанием Элюара и Галы, молодожены решают обойтись без всяческих помпезностей. Легализация их союза преследует перед собой в первую очередь прагматичную цель: обеспечить будущее Галы, ведь если Дали, не дай Бог, неожиданно умрет, ничего из его имущества не будет принадлежать любимой женщине, став достоянием семьи, всякие отношения с которой были давно прерваны.

Теперь Дали может без всякого стеснения называть Галу своей женой. Их союз скреплен не только узами любви, но и официальной бумагой. Хотя вряд ли это что-либо изменило в их отношениях.

Кстати, незадолго до женитьбы Дали состоялось еще одна свадьба. 21 августа 1934года, после четырех лет совместной жизни, Поль Элюар стал мужем Марии Бенц. Любопытно, что свидетелем со стороны мужа был небезызвестный Андре Бретон.

Нуш поможет поэту превозмочь его казавшуюся неизлечимой болезнь, имя которой — Гала. Но судьба не была благосклонна к семье Элюаров и на этот раз. И когда совсем молодая еще Нуш скоропостижно скончается, Поль будет вне себя от горя.

Незадолго до своей смерти, в июне 1951 года он вновь женится, на этот раз на Доминике Лемор, которая была моложе его на целых двадцать лет.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
©2007—2019 «Жизнь и Творчество Сальвадора Дали»