Ана Дали. «Сальвадор Дали»

Добавьте в закладки эту страницу, если она вам понравилась. Спасибо.

XVI

Кадакес, начало лета 1926 г.

И снова я буду говорить о Священной Объективности1, принявшей ныне имя Святого Себастьяна2.
Кадакес — завершенное творение; еще чуть-чуть — и было бы слишком, добавить хотя бы штрих — уже грех, и вообще не нужно нырять на глубину, это чревато экстазом. А я не люблю безмерной любви и потому тщательно избегаю всего, что может привести в экстаз. Впадая в экстаз, теряешь соображение.
В семь, когда на небе творится нечто невообразимое и опасное, я кончаю писать и, вместо того чтобы глазеть на закат (явление почти непереносимое для мироздания), отправляюсь к Салисачам на урок чарльстона — это изумительное средство духовного опустошения бывает как нельзя кстати.
Как же мне хорошо! На душе у меня Светлый Праздник Воскресения. И никакой тоски по всему, что мог бы сделать, а взамен — это наваждение, эта слитность с природой, сиречь с тайной, с ее потемками и загадками. Я, наконец, спокоен, мне довольно немногих привязанностей и истин, ясных и соразмерных, и ничего сверх того ни душе, ни духу не нужно.
А сеньор профессор3 тем временем вещает: «И в Природе свой закон, свой порядок, своя, высшая система».
Опасное слово «высший», то есть стоящий выше нас. Следовательно, есть какой-то порядок, какой-то таинственный закон, какая-то система, недоступная нашему пониманию, а раз так, тут тебе и религия, и вера, и оккультизм, и подобострастная каталогизация!
Но, благодарение Богу, уже, кажется, ясно, где кончается природоведение и начинается искусство.
Еще Гете, который неплохо соображал, понял, что искусство и природа — это разные вещи. Догадался о том и Корбюзье — он и в любви знал толк!

Примечания

1. Термин «священная объективность» Дали позаимствовал из работ Э. Д'Орса, для которого в этом понятии сосредоточился протест (разделенный Дали) против импрессионизма и шире — всякого аффекта и культа ощущений в искусстве, который «всегда чреват для художника опасностью увязнуть в природе», иначе говоря, протест против натурализма. Эти положения, близкие к кубизму, противоположны доктрине сюрреализма, о которой Дали уже был осведомлен. Однако еще некоторое время его отзывы о сюрреализме остаются презрительными. См. также комм. 3 к поэме в прозе «Святой Себастьян».

2. Здесь Дали говорит о своей поэме в прозе «Святой Себастьян», опубликованной в июле 1927 г. в «Л'Амик де лез Артс» («Друге искусств»), каталонском журнале, выходившем в Ситжесе с апреля 1926 по декабрь 1928 г. См. стр. 227 наст. издания.

3. Возможно, речь идет о Лорке, который в это время подумывал о работе преподавателя.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
©2007—2019 «Жизнь и Творчество Сальвадора Дали»